макет города Выборга
     на карте города (1939 г.)  обозначены видовые точки, щелкнув на них вы увидите фотографии с макета

Kарта Выборга 1939 года

Юха Ланкинен. История создания макета города Выборга

Мечта о макете Выборга уже несколько десятилетий беспокоила умы бывших жителей Выборга, но на практике для этого не было возможностей из-за отсутствия как информации, так и необходимых средств. В конце 1970-х годов при процессе изучения строительной истории Выборга мне пришлось для облегчения своей работы воспроизвести карту центра города масштабом1\2000, чтобы использовать информацию старых фотографий и чертежей. Немедленно после воспроизведения карты у меня спрашивали, можно ли на основе этой карты, сохранившихся фотографий и спасенного из архива магистрата Выборга чертежного материала построить макет Выборга.
***
В октябре 1982 г. после длительных исследований я составил первые чертежи по кварталам масштаба 1\500. Эти планы и полученные сборные средства привели к тому, что в 1983 году фонд музея Выборга принял окончательное решение об осуществлении проекта по макету Выборга. Проектирование макета передали мне. Это было очень требовательная, но одновременно приятная задача. Выборг представляет собой мой родной город и еще теперь там можно найти более 20 зданий, которые были построены по проектам на 1920-х и 1930-х годах моего отца. В июне 1944 г. выезжая из Выборга он спас с собой около 3.000 снятых им фотографий, которые составляли ключевой каркас для моих планов.
***
Макет показывает Выборг как он выглядил 2 сентября 1939 г. в 10.30 часов. Момент основывается на серию воздушных фотографий, снятых в то время. На основе этих фотографий в макете представлены все идентифицированные судна в порту, трамваи, поезда, автомашины, лавки рыночных купцов, склады дров, деревья, груз в порту и все отдельные виды, выделенные фотографиями. Постройки покрыты строительными лесами и бараки стоят во дворах, как в сентябре 1939 действительно было. Типы железнодорожных вагонов и паровозов уточнили в Музее железных дорог. Таким образом, макет имеет реальную документальную ценность.
***
Макет содержает несколько неслучайных "ошибок". Например, финские флаги на общественных зданиях и поднятые дорожные и железнодорожные мосты через Сайменский канал. В действительности мосты поднимали на 15 минут всегда черверть часа, но в макете хотели наглядно показать особенности городского транспорта, осложнявшего водным движением. Оживленное движение Сайменского канала до 1944 года прошло через центр города. Суббота 2. сентября не была флажным днем, но зрителям хотели показать, что речь идет о финском Выборге.
Квартальные схемы зданий со своими покрытиями, а также точные фасадные и топографические чертежи основываются на сведениях архива магистрата Выборга, несколько сотен интервью и несколько тысяч фотографий. Из всей информации, содержащейся в макете, материалы старого чертежного архива покрывает ок. 50 %.
***
В течение проектирования макета мне пришлось приезжать в Выборг несколько десяток раз. Одновременно я снимал старые финские, сохранившиеся после войны здания и крепости. Цвет зданий определен на основе некоторых старых цветных фотографий и информации, полученной от бывших жителей. Очень много мне помогали нынешные выборгские архитекторы, которые проявляли большой интерес к проекту строения макета. При обсуждении исторического достоинства макета следует помнить, что после войн 1939 - 1940 и 1941 - 1944 из всего строительного массива Выборга сохранился целым лишь восемь процентов.
***
В 1984 г. Фонд Музея Выборга принял решение о том, что географически макет охватывает исторический вековой центр Выборга и окружающие его районы города, на основе которых бывшие жители Выборга и нынешнее поколение получают наглядную картину о довоенном Выборге. Краями макета были выбраны такие известные места, на основе которых можно представить себе район макета в нынешнем Выборге. Такие места как крепости Петровская? (Сийканиеми) и Батарейной горы, а также красивый парк Папула.
На основе рекомендации строителя макета как материал зданий, кораблей, автомашин и железнодорожных вагонов была выбрана пластмасса, деревья были изготовлены из подготовленного ягеля, а сам каркас с горизонталями из картона. Кресты церквей, столбы уличных фонарей и проволок трамвайных линий, а также краны в порту изготовлены из металла.
***
Сам макет состоит из двух частей, первая из которых была изготовлена в конце 1994 - в начале 1995 года. Его строили 10 лет и первый кусок был опубликован в июне 1985 г. профессором Отто И. Меурман. Он служил градостроительным архитектором города Выборг с 1918 по 1937 г. Вторая часть макета, районы Папула и Иматра с парками, была изготовлена в сентябре 1996 г. Готовый макет Выборга содержит около 4.000 зданий. Габариты первой, овальной части 7,5 метров длины и 3,4 метра максимальной ширины. Габариты второй части ок. 2,5 х 3,0 м. В целом на макете изображен центр плошадью 6 км2.
Строителем макета служила фирма Лахти-Малли которая уже многие годы продолжала работу первоначального строителя Лассе Андерссона. Финансировали макет средствами частных лиц, карельских организаций и муниципалитета города Лаппенранта.

***

Макет представлен в Музее Южной Карелии в г. Лаппенранта

Выборг вчерашний и сегодняшний

Основанный в 1293 г. Выборгский замок и старинные средневековые каменные здания и крепости рассказывают о событиях суровой истории города в течение бывших столетий. Выборг увидел грандиозные дни в истории и он даже служил местом, которое руководило всем Шведско-Финляндским государством, когда в 1448 г. королем был избран владелец Выборгского замка Карл Кнутссон Бонде. В 1710 г. после грозных битв и длительного окружения русские войска оккупировали Выборг. Он был совместно с Карельским перешееком присоединен в Российскую Империю в 1721 г.
После того как вся Финляндия стала частью России в 1809 г. Выборг с окрестностями были возвращены в Великое княжество Финляндии в 1812 г., а с декабря 1917 года стали частью Финлядской республики.
Войны в 1939 - 1940 и 1941 - 1944 гг. коренно изменили судьбу города. Как по условиям Московского мирного соглашения, заключенного в марте 1940 года, так и в сентябре 1944 года Выборг был принят частью Советского Союза полностью без финского населения. Таким образом, 1944 год является водоразделом, после которого можно Выборг упомянуть как финский или русский город.
В 1939 г. Выборг был вторым по численности населения городом Финляндии с 86.000 жителями. Там находился большой порт и город представлял собой самый крупный транспортный узел Восточной Финляндии, имея пять веток железных дорог в различные стороны и автодороги в шесть направлений.
Выборг был известным особенно как учебный, культурный, спортивный и торговый город. Через его порты шла значительная часть финского экспорта и импорта.
Городской вид Выборга отличался от других финских городов, т.к. он был единственным средневековым городом Финляндии.

send us feedback

 


© Права на копирование материалов принадлежат W:INTERNET, 1999. Все права защищены.
Опубликованные материалы являются собственностью авторов.

Web site comments: webmaster

Design: vadim matveev